Начинаем новый мини-курс по бухучету. Это вам поможет более глубоко понимать фундаментальный анализ эмитентов. В этой статье рассмотрим базовые особенности, основные понятия бухгалтерского учета, активы и пассивы.
Бухгалтерский учет возникает там, где осуществляется финансово-хозяйственная деятельность. На каждом этапе работы предприятия нужно все фиксировать. Бухгалтер фиксирует все факты финансово-хозяйственной деятельности.
Основные понятия бухгалтерского учета
Первое определение можно найти в новом федеральном законе «О бухгалтерском учете», там указано, что такое бухгалтерский учет. Это формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Здесь важно заметить ключевое слово объекты бухгалтерского учета.
Это все, что можно.
Собственно, с 2013 года, объектами бухгалтерского учета являются: факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования его деятельности, доходы, расходы, иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
И так, первое, факты хозяйственной жизни. Факт хозяйственной жизни представляет собой документально оформленную сделку, событие или операцию.
Например, чтобы подтвердить покупку необходимо получить товарный чек (о товаре) и кассовый чек (о плате). В оптовой прежде (B2B) нужна товарная накладная. В ней указывается грузоотправитель-грузополучатель, что говорит про переход право собственности. Также, в таком случае нужно платежное поручение (выписка), показывающие факт оплаты. И еще к этому может понадобиться счет-фактура. То есть, необходимо подтвердить формально, переход право собственности и оплату.
Принципы бухгалтерского учета
Он должен быть: сплошной, непрерывный и документальный.
- Сплошной:
все учитывается тотально.
- Непрерывность:
соблюдение хронологии.
- Документальность:
если операция правильно оформлена, значит она была (есть документ — есть операция).
В натуре, в смысле, это то, что все есть в наличии, как показано по инвентаризации. Поэтому, если для вас еще не готова накладная при приемки или отгрузки, то сделайте по-быстрому акт приемки-передачи.
Бухгалтерский учет сводиться к отражению всех средств предприятия и источников их возникновения.
Тут, как раз и возникает два базовых понятия: активы (А) и пассивы (П). Если кратко, то все средства – это активы, а источники – это пассивы. Понятое дело, все средства имеют денежное выражения и документальное подтверждения права владения.
Средства (Активы) | Источники (Пассивы) |
Здания, деньги, транспортные средства, товар, материалы, продукция, дебиторская задолженность и другое. | Уставной капитал, прибыль и задолженности. |
Как вы понимаете, источники не всегда есть. Мы покупаем средства за счет источников либо средства за счет другого средства. Например, приобретаем товар (средства) за счет кредита (источник). И другой вариант, покупаем товар (средства) за деньги (средства).
В итоге получаем основную формулу бухгалтерского учета: А=П. Отдали пассивы (П) — получили активы (А), отдалили активы (А) — получили активы (А) и другие варианты.
И скажем про виды активов: оборотные (деньги, дебиторская задолженность и те средства, которые превращаются в деньги меньше чем за 12 месяцев); финансовые (инвестиции, вложение и отданные займы); основные средства (то что более 12 месяцы): нематериальные (исключительные права).
Таким образом, мы с вами поверхностно рассмотрели основные понятия бухгалтерского учета, активы и пассивы. Переходите на следующую страницу в рамках данного мини-курса.